Сайт воспитателя Протасевич Ольги Николаевны

Использование ИКТ в работе педагога с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса

Опыт работы воспитателя высшей квалификационной категории Протасевич Ольги Николаевны  ГБДОУ № 46 Пушкинского района Санкт-Петербурга

 1

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не стоят на месте. А воспитатель может и должен использовать новые технологии в работе во всех сферах своей деятельности, быть всегда в курсе педагогических новинок.

В своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий (далее я буду говорить сокращённо ИКТ). Так как, использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога. Новизна инновационного опыта заключается в том, что направление по использованию ИКТ ещё только начинает внедряться в дошкольное образование. Это связано с тем, что для этого требуется хорошая материально-техническая база и достаточный уровень ИКТ компетентности педагога.

2

Реализуя цель по повышению качества воспитательно-образовательного процесса через использование ИКТ, я поставила перед собой следующие задачи:

1.Повышать профессиональное мастерство через применение информационно-коммуникационных технологий.

2.Внедрять ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.

3.Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей. 

3

Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время.  Подключение к Интернет-сети позволило мне  поделится собственным опытом работы, перенимать передовой опыт коллег России и зарубежья. Я получила так же возможность создать библиотеку электронных ресурсов: мультимедийные презентации разной тематики, методические материалы по образовательной деятельности (это и сценарии НОД, подборка демонстрационного материала по математике, развитию речи и другим образовательным областям).

Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно  сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации.  Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях, диагностические карты, перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе. Очень жаль, что не у всех педагогов на рабочем месте нет персонального компьютера, что существенно облегчило бы работу каждого из нас.

Сеть Интернет предоставляет мне возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в вебинарах, семинарах. Например, в 2016- 2017   году я принимала участие в  дистанционном  вебинаре «Технология обучения в сотрудничестве» (Видеоуроки), в сетевом издание  «Педагогический кубок» проходила блиц-олимпиаду «Работа с родителями в соответствии с ФГОС», где заняла 2 место..  

В будущем планирую участие в других дистанционных семинарах и вебинарах.

Являясь активной участницей образовательного форума «Знанио», я принимала участие в обсуждении вопросов по темам: «Образовательный квест- современная интерактивная технология»».

Инновационная деятельность по использованию информационных технологий положительно повлияла на уровень моей ИКТ-компетентности, что вылилось в создание собственных мини-сайтов в «Социальной сети работников дошкольного образования nsportal.ru»,  на портале  «Продлёнка», на «MAAAM.ru».

На страницах сети Интернет я разместила информацию о себе: профессиональные интересы, увлечения, свои достижения, портфолио. Очень быстро я нашла единомышленников в профессиональной сфере общения по моим интересам. На сайте я общаюсь с коллегами, узнаю их точку зрения, высказываю своё мнение, получаю консультацию специалистов. В данное время в моём блоге в рубрике «Мои достижения» выложены результаты моих воспитанников и моего труда, в разделе «Мои публикации» - личные методические разработки по НОД, по работе с родителями, материалы по теме самообразования. На портале «Maam.ru» создан сайт, где я делюсь своим опытом с коллегами.

4

Я, являясь членом творческой группы педагогов нашего детского сада, принимала участие в электронных конкурсах профессионального мастерства. Я принимала активное участие в КМО района 20167, 5.04.2017. В настоящее время, мои работы получили заслуженную оценку и  опубликованы в журнале «Дошкольник» №5(50), и в международном журнале «Интерактивная наука» №5(15), получила резензию.

Я  участвовала  во Всероссийском творческом интернет - конкурсе «Лучший театральный уголок», заняла 1 место.

 На всероссийском онлайн -тестирование по педагогике «Использование ИКТ  в педагогической деятельности» я  награждена дипломом победителя 2 степени. Участие в таких конкурсах способствует развитию моего творческого потенциала, коммуникативных способностей и стремлению к повышению моей педагогической компетентности.

5

  Следующим направлением в моей работе стало использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками. Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.

Именно в этом мне и помогает, созданная мною электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу), лабиринты для развития мелкой моторики.  Такая медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации использую флеш-карты, диски, дискеты, накопители информации.

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование медиатехники в образовательной деятельности, но обязательно нужно соблюдать требования СанПиН при её использовании. Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление. Правильно подобранные видеоматериалы, демонстрируемые с помощью медиатехники позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.

6

Одним из показателей успешности педагога и качественности  его образовательной деятельности являются и достижения его воспитанников. Так мои дети, являются активными участниками интернет-конкурсов:

1. Всероссийские конкурсы поделок, организуемые сетевым изданием «Педагогические инновации» 1 место Боков Андрей «Подарок любимому папе», проектом «Огонёк», «Цветок для мамы» Путьковская Александра 2 место.

2. Дистанционная олимпиада на Всероссийском конкурсе для детей и педагогов «Радуга талантов» Тема: «Если хочешь быть здоров», где Никитин Даниил вместе со мной смог реально оценить свои знания через тестирование и получить диплом победителя 1 степени.

3. Участие во Всероссийском  конкурсе творческих работ «Ёлочка, живи!»  Кузнецов Константин (Грамота дипломанта)

Родителям очень интересно зайти в интернет и среди участников конкурса увидеть  фамилию своего ребёнка и получить сертификат участника не просто, а всероссийского конкурса. Все достижения детей заносятся в личное портфолио.

7

Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ, на мой взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях. Мои родители  на групповых собраниях с удовольствием познакомились с презентациями на темы «Наша родословная», «Наши дочки и сыночки» и т.д.

В период утренних и вечерних встреч с родителями, воспитатель часто бывает занят с детьми и не всегда может уделить должного внимания  родителям. Необходим поиск новых продуктивных форм взаимодействия  с родителями. Для них я оформила прекрасный  родительский уголок, материалы к которому нашла всё на тех же сайтах в сети Интернет. Такая яркая и красочная информация всегда привлекает внимание и отличается лаконичностью и доступностью для родителей. Кроме этого, с моего сайта родители имеют возможность выйти на сайт нашей группы «Ёлочка». Для того, чтобы помочь родителям в проведении совместного досуга с детьми  я выложила стихи для детей, раскраски, лабиринты на внимание. Какие преимущества получают родители от группового сайта?

· Во-первых, имеют возможность следить за жизнью группы.

· Во-вторых, получить информацию о том, что нового узнают их дети в течение текущей недели. Такая информация будет интересна и для тех, кто пропустил дни посещения детского сада.

· В-третьих, сайт позволяет лучше узнать воспитателей и специалистов детского сада, могут получить от них необходимую консультацию.

А дома вместе с ребёнком всегда интересно заглянуть на сайт группы, посмотреть вместе новые фотографии, выслушать сообщение ребёнка о прошедших событиях.

Используя ИКТ в работе с родителями, я поняла, что оно даёт большие преимущества:

· Электронную почту для обмена мнениями  без затраты времени;

· Информация изучается родителями в удобное для них время;

· Возрастают потоки информации;

· Индивидуальный подход в подаче информации;

Наличие сайта группы, электронных и печатных на бумажных носителях материалов дало возможность родителям повысить свою педагогическую компетентность в общении с детьми, сделало их активными участниками в жизни нашей группы.

8

Из всего выше сказанного,  можно сделать вывод, что применение ИКТ мною в воспитательно-образовательном процессе:

1. Способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей.

2. Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми.

3. Подняло уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усилило интерес к событиям в детском саду.

9

Как и у всех в моей работе тоже есть свои камни преткновения.

· Недостаточна материально-техническая  база ДОУ. Хотелось бы, чтобы у каждого педагога был  персональный компьютер,  в каждой группе был проектор, интерактивные доски и т.д.

· Недостаточный уровень ИКТ-компетентности родителей

Но всё-таки в нашей работе мы всегда с надеждой глядим в будущее. Поэтому я хочу озвучить дальнейшие перспективы в моей работе:

· Активное участие в вебсеминарах и интернет - конференциях.

· Дальнейшее повышение собственной ИКТ-компетентности.

· Поиск наиболее интересных методических новинок в сети интернет для повышения качества воспитательно-образовательного процесса

· Пополнение  и расширение методических материалов  электронной библиотеки

· 100 % включение родителей в жизнь группы с помощью информации через использование ИКТ

25 июня 2017 в 15:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.